И реликвия, и оружие....

И реликвия, и оружие…

            Глубоко почтительным было отношение казаков к оружию. На оружии казаки приносили клятву, погибшим в бою копали могилу шашкой и клали ее в гроб. Казачье правило гласит, что шашку и шапку казак может потерять только с головой. В этих крепких и надежных руках защитников Отечества златоустовская казачья шашка покрыла себя неувядаемой славой.

            Историей Златоустовской оружейной фабрики, как и производством казачьей шашки уже много лет занимается заведующий отделом истории краеведческого музея города Златоуста Юрий Окунцов: «С первых дней работы Златоустовской оружейной фабрики ее клинки поступали на вооружение казачьих войск. Правда, сначала это было оружие армейских образцов. Златоуст поставлял кавалерийские сабли образца 1817 года и более позднее. Ведь продолжительно время для казаков не было регламентировано, каким оружием пользоваться. Сначала у них было много восточного оружия, его брали во время войн в качестве трофеев либо заказывали на Кавказе. Но постепенно огромное количество нестандартного оружия стало выявляться, и возникли проблемы, так как большая часть была некачественной. В 1838 году специально для казачьих войск была разработана шашка, она предназначалась для рядовых казаков. Но был и ее офицерский вариант, он отличался произвольной отделкой. Причем клинок этой казачьей шашки оказался настолько удачно спроектированным и изготовленным, что на основе этого клинка стали делать армейское оружие.

Однако этой шашке было не суждено прижиться у казаков. Дело в том, что казаки сами покупали себе коня, оружие и обмундирование. Каким именно должно быть оружие, никто не регламентировал. Вот и возник настоящий произвол. Много поступало оружия кустарного, заказы перехватывали немецкие фабриканты. Так продолжалось до военной реформы 1881 года. После чего было решено разработать фактически один вариант клинка, которым можно было комплектовать и казачьи, и драгунские шашки. Разница была в эфесах: на драгунской он был с дужкой, а на казачьей не было никакой защитной гарды. Поскольку казаки прекрасно владели оружием, их учили фехтовать с детства, то все удары они парировали клинком. Необходимости защитных приспособлений для руки не было. А традиции казачества всегда оставались сильными, и поэтому командование оставило привычную рукоять. Вот в таком варианте на Златоустовской оружейной фабрике стали готовить клинки для казачьих войск. Однако история с вооружением у казаков на этом не закончилась, и произвол продолжался. Один из фактов касался казачьих подразделений, которые действовали на Кавказе, территория нынешней Армении. Они вели бои с вторгшимися из Турции бандами курдов и грабившими местное население. И вот по итогам вооруженных столкновений командир казачьей дивизии докладывал атаману Кубанского казачества, что «у трети казаков в боях вышли из строя шашки. Клинки разлетались вдребезги, и в руках оставались одни рукоятки. И только златоустовские шашки выдержали бои. Они действительно прочные и надежные. Необходимо дать распоряжение, чтобы впредь казаков, которые участвуют в боях, вооружать только златоустовскими клинками». Но и на этом «дело» с вооружением казаков не исправилось. В 1904 году с началом русско-японской войны специальная комиссия проверила состояние холодного оружия в казачьих войсках и выяснила, что более половины оружия казаков является ненадежным, а именно кустарного происхождения. Еще интересно, что на этот период было много подделок под златоустовское оружие. Его готовили на Кавказе и из бракованных клинков фабрики, ставя фальшивые клейма. С этими претензиями обратились к руководству Златоустовской фабрики, после чего жандармское управление провело расследование. Факты использования фальшивых клейм, как и сами исполнители, были установлены.

Можно сказать, что только после этих событий порядок был установлен и начал действовать. В казачьих войсках была введена регламентированная проверка клинков, их проверяли на упругость и твердость.

С начала 20 века казачьи войска вооружались надежно – златоустовскими шашками. На фабрику шли заказы от казачьих войск в целом, их подписывали атаманы и от отдельных казачьих полков. Порой заказы приходили от отдельных казаков: офицеров, рядовых. То есть вся система оформления и доставки была на фабрике четко отработана. Привычный порядок изменила революция 1917-го. Во время гражданской войны производство казачьих шашек продолжалось. Их готовили для Оренбургского, Уральского и Забайкальского казачьих войск, которые находились на территории, управляемой адмиралом Колчаком. Оружие выпускали даже на эвакуированном в Томск производстве (недавно такой образец был установлен, очень редкий экземпляр). До конца 1918 года оружейная фабрика поставила белой армии 12000 драгунских шашек и свыше 13000 кинжалов-бебутов. Но после гражданской войны производство оружия прекратилось. На военных складах было огромное количество и казачьих, и драгунских шашек. Красная армия пользовалась старыми, царского времени запасами. В 1927 году на вооружение Красной Армии принимается образец, за основу которого взята казачья шашка. Выпуск холодного оружия для армии продолжался еще тридцать лет до середины 50-х, потом уникальное производство закрыли. К производству казачьих шашек на фабрике вернутся только через сорок лет, то есть в 90-х. в это время в стране активно поднималось казачество. А шашка для казака – все, это символ казачьей доблести, чести и верности. На Кругу голосовали шашками, шашку и шапку казак мог потерять вместе с головой – таковы традиции предков. И в производстве оружия у мастеров Златоустовской фабрике тоже свои традиции, о которых знало не одно поколение казаков. Сюда, на фабрику, обратились из Волжского казачьего войска.

Не так просто, - продолжает Юрий Петрович, - было возродить производство. Но оно было запущено в 1998 году. Для этого подготовили около шестидесяти специалистов и наладил полностью техническую цепочку по изготовлению клинков, ножен, эфесов. Но заканчивая наш разговор о казаках и оружии, хочу добавить, что на оружейной фабрике для казаков еще готовили пики и кинжалы – это было вплоть до революции семнадцатого».

Сегодня фабрика сотрудничает с многими войсковыми казачьими обществами. Ведь шашка для казака была и остается верной спутницей в походах и дорогой реликвией в мирной жизни.

В единстве – наша сила!

 

Журнал «Казаки». Выпуск № 4 2012