Территория любви Валерия Томея

Златоустовская оружейная фабрика – это гордость нашей страны. Построенная царем Александром Первым двести лет назад, она удивительным образом сохранила все свои традиции. Что это? Магия золота? Магия оружия? Невозможно однозначно ответить на этот вопрос, но мистики в этом предостаточно. Вот уже десять лет фабрикой руководит Валерий Александрович Томея, и под его руководством предприятие стремительно набирает обороты. Его называют неординарным, неоднозначным, непредсказуемым, но все сходятся в главном: без личной причастности Валерия Александровича вряд ли бы получилось сохранить и удержать эту жемчужину нашей страны. В его кабинете целый музей: гравюры на стали, гравюры на серебре – портреты царей от Петра Первого до Николая Второго, огромная коллекция складных ножей, кинжалы, сабля. Все переливается, сверкает и блестит, все так мне по душе, будто я попала в сказку.

Валерий Александрович, вы первый директор, у которого в кабинете вместо портрета Путина я вижу портреты царей.
Это гравюры, расписанные серебром, новая технология. В этих портретах сила, если вы внимательно на них посмотрите. Я стал замечать, что со временем гравюры меняются, становятся светлее. Будто впитывают ауру человека, который на них изображен.

Вам самому какой исторический персонаж близок?
Наверно, одного и не назову. Меня бы заинтересовал Александр Македонский и Нострадамус. Македонский – тем, что у него была с одной стороны короткая, а с другой – очень яркая жизнь, за которую он успел совершить столько, что для меня представляется нереальным. Человек большой удачи и энергетического ума, завоеватель. А Нострадамус – своими мистическими способностями. Поскольку я близнец по знаку Зодиака, вопросы мистики меня всегда интересовали. Как человек смог заглянуть в будущее и увидеть? Как такое возможно? Для себя я понимаю, что время – это прямая составляющая, по которой мы двигаемся. В принципе, можно двигаться и вперед, и назад. Иногда возникают такие моменты, когда ты понимаешь, что время бесконечно, вселенная бесконечна, и что мы находимся в какой-то среде, в которой можем получать информацию как из прошлого, так и из будущего.

Как рано вы научились ощущать нелинейность времени?
Я вырос на Севере, а Север способствует развитию мистических способностей. Бывает, что за одну минуту мы можем прожить целый год. Родители часто переезжали, поэтому за десять лет я поменял десять школ. В свое время, глядя на звезды, я каждый раз пытался понять, почему вселенная бесконечна. Мы привыкли иметь во всем начало и окончание. Меня всегда привлекала попытка осмыслить, что у чего-то нет ни начала, ни окончания. По большому счету, мы находимся в мире, который не имеет границ. И человеческий разум тоже не имеет границ. По одной из линии предков мы были староверами и приехали в Златоуст из Тобольской губернии в начале двадцатого века. По другой маминой ветке шли строгановские крестьяне. Староверы были с фамилией Истомины, а это чисто комяцкая фамилия по происхождению. У коми, как и у немцев, идеальная чистота, порядок. Так что во мне смешались две разные крови: с одной стороны – порвем гармошку, а с другой стороны в моем характере – привычка к порядку и четкой правильной политике.

То есть, когда вы принимаете свои решения, вы сначала видите картинку, а потом идете к ней?
У меня от рождения математический склад ума: я на ходу могу все быстро и жестко просчитать и уложить в схемы. Но в жизни никогда ни на каком жестком расчете ты не придешь к результату, которого хотел бы добиться, везде происходит сбой. Вы же помните, что Господь создал мир из хаоса? Поэтому любую картинку я собираю как пазл, в хаотичном порядке – один пазлик, другой, внося много поправок в процессе движения. Не оценивая, интуитивно прихожу к решению той задачи, которую поставил.

Десять школ за десять лет научили вас не привязываться ни к людям, ни к месту?
Совсем не так. Этот детский опыт научил меня другому. Вы же прекрасно понимаете, Ирина, что мальчик я всегда был красивый, девочки на меня обращали внимание, ну а мальчишки пытались набить морду. Я конечно, знал, что мягкость и добро одолеют силу и зло, но порой быстрые и жесткие действия быстрее приводят к нужному результату. То есть, система завоевания своего места под солнцем за годы учебы была отработана до идеала!

Так вот откуда такая любовь к Македонскому?
(Смеется). Уточним: про любовь я не говорил. Для мужчины любовь и интерес – это разные вещи. В судьбе Александра Македонского меня привлекает скорость. Мгновенные решения, быстрые действия. Когда я на скоростях иду на трассе, я балдею. Поскольку я профессиональный водитель, я вижу всю трассу целиком и заранее оцениваю ситуацию. Можно я задам вам вопрос?

Задайте.
А вы армянка или грузинка?

Чуть – чуть не угадали.
Просто внешность у вас восточная, немного на жену мою похожая, а жена у меня армянка. Я умею по ее глазам читать все эмоции. В Армении есть храм, в котором мне особенно спокойно, – Эчмиадзин. По легенде, место для строительства этого храма было указано самим Иисусом Христом. Там настолько мощная энергетика, что у меня порой выступают слезы.

Недавно в книге Григория Померанца «Записки гадкого утенка» я прочитала мысль, которую никогда не могла сформулировать сама, но полностью с ним согласна. Он пишет, что люди, наделенные магическими способностями, почти никогда не испытывают потребности выучить иностранный язык.
Интересная мысль, никогда не задумывался. Лично я воспринимаю мир не словами, а ощущениями. Невозможно выучить все языки, да и ни к чему это. Желания людей во всех странах одинаковые, и общение по желаниям более приближенно к пониманию, чем знание языка. Мы с братом как-то летели в Дубаи, и пока он на хорошем английском что-то прояснял, я прояснил эти моменты жестами, энергией и глазами. Я уже принял решение, оценил его, а он еще только договаривался.

Мне вот очень интересно: а как вам среди людей, которые умеют не показывать своих эмоций и намерений?
Понимаете, все мы хотим в этой жизни куда-то продвинуться, утвердить свое «я», усладить свои амбиции, и это нормально. И когда я попадаю в среду, которая где-то меня не воспринимает, я сперва пытаюсь оценить, нужна мне эта среда или не нужна. У меня недавно был случай: пришла ко мне художница, а я был сильно не в духе – нагружен проблемами, раздражен. И вот она пришла и начала высказывать мне претензии и даже читать морали. Конечно, в таком настроении я мог просто накричать на нее, но меня остановило уважение к ее таланту. А есть люди очень высокого ранга, с которыми я просто не желаю идти на контакт, несмотря на все дивиденды, которые я могу от них получить. На третьей минуте разговора я понимаю, что мы говорим на разных языках, и мне этот человек становится неинтересен.

А как же тогда политика, в которую, насколько я помню, вы стремились, но не попали?
Вы о чем? Я два созыва был депутатом городского собрания Златоуста, и сделал много полезного, как мне кажется.

Но вы же хотели быть депутатом Законодательного собрания области?
Не прошел – значит, не моя дорога. Когда ты мурлыкаешь, ты удобен. Когда не хочешь мурлыкать, понимай, что за этим последует. Мне однажды депутат Государственной думы сказал: Валера, ты четко понимаешь правила игры, но ты пытаешься идеализировать какие-то моменты и думать, что будет по-правильному. А это утопия, и это надо понимать.

Сложно представить вас среди такого большого количества артистов.
Зря вы так, есть среди них нормальные мужики.

Двое.
(Смеется). Не перехваливайте! А то у меня корона вырастет.

Я читала, что во время Великой отечественной войны специально для Уральской танковой дивизии на вашей фабрике были изготовлены знаменитые черные ножи.
Они есть в нашем музее, я вам потом покажу, если интересно.

А в вашей личной коллекции?
Так как у меня немножко извращенный ум, я предпочитаю собирать складные ножи, у них механизм сложнее. Поскольку в моей коллекции ножи, сделанные в единственном экземпляре, то это уже произведение искусства, и с каждым годом они растут в цене.

А если бы здесь сейчас в вашем кабинете вдруг оказался основатель этой фабрики, царь Александр Первый, вы бы о чем его спросили?
Вы что? Я бы вообще ни о чем его не спросил, а только лишь выразил благодарность за то, что двести лет назад он основал такую фабрику в Златоусте – жемчужину по производству холодного оружия.

И вы не хотели бы его спросить, где он брал специалистов и как он их обучал?
Нет. Я не посмел бы задать ему ни одного вопроса.

Жостовская фабрика, знаменитая своими подносами, близка к закрытию. Хохлома тоже уже не так популярна, как раньше. А Златоустовская оружейная фабрика по-прежнему знаменита на всю страну и даже за рубежом. Как вам удалось все это удержать?
Я очень люблю эту фабрику, как бы пафосно это ни звучало. Люблю и все. Иногда приходится по двадцать часов ехать за рулем, спать по три часа в сутки, чтобы заключить договор или найти новых поставщиков, но мне все это очень нравится. Я каждый день бываю в цехах, знаю, чем занят каждый сотрудник. С одной стороны, у меня производство, а с другой – искусство. И это не всегда легко совместить, особенно в нашей стране.

Почему?
Потому что в нашей стране все поставлено так, что создается впечатление, будто нам не нужно производство. Это досадно, потому что все понимают, что основная сила государства – в его умении производить. Нельзя обдирать налогами предприятия, которые завязаны художественной составляющей. Налогооблагательная база перестала помогать развитию зарабатывания денег в стране, она заняла позицию уничтожения ресурса для зарабатывания денег. В Германии, например, есть специальная система поддержки предприятий народно-художественного промысла. И это не выделение денег, не дотации, а преференции, помощь в распределении изделий в сетях на продажу. Германия заинтересована в сохранении своих традиций, а у нас происходит с точностью до наоборот. Жостовские подносы, хохлома, гравюры на стали – мы не чувствуем поддержки от государства. Нас сравнивают с высокоэффективными производствами, но это не так! Нельзя заставить художника поставить картины на поток, это невозможно. Это как Микеланджело заставили бы работать по графику.

Вам нравится Германия?
Очень. В ней удивительное сочетание драйва и стабильности. Глубины и современности. Скорости и патриархальности. Германия по-правильному яркая и порядочная. Мы с женой однажды зашли в маленький магазинчик в небольшом городке под Кельном и мне показалось, что я попал в сказку.

В Германии любят наши изделия?
В Швейцарии любят, в Германии не так, все-таки у немцев свои предпочтения. На выставке в Базеле было куплено много гравюр, причем, покупали местные жители. Наши изделия больше понимает Восток. В Дубаи живет очень много наших постоянных заказчиков, для которых мы делаем индивидуальные вещи, под личность: саблю, кинжал, шпагу, инкрустированные драгоценными камнями.

Это было вашей мечтой – стать директором такой знаменитой фабрики?
Я бы не стал называть это словом мечта, поскольку почти уверен, что путь любого человека предопределен свыше. Вот вы удивились, почему у меня портреты царей, а не Путина, а я вам отвечу: человек должен сам для себя определить, кто он такой и куда его тянет. Сам себе честно ответить на эти вопросы. В девяностые годы фабрика совсем разваливалась, и у меня появилась возможность законным путем выкупить первый цех по производству электромагнитной муфты. Это было на грани фантастики, но я люблю такие ребусы, где нужны мозги. Я вырос в городе Лабытнанге, что в переводе означает семь лиственниц, в районе, типа как у нас Шанхай, где у большинства мальчишек отцы сидели, а эта среда учит очень быстро мыслить и реагировать, видеть людей насквозь и понимать их без слов.

Чтобы понимать их без слов, нужно быть таким же?
Вы о чем? Был ли я хулиганом? Нет, не был и даже никогда не стремился. Вся эта блатная романтика не по мне. Когда моя младшая дочь несколько лет назад сделала себе татуировку, я был в бешенстве.

Что вы ей сказали?
Я сказал, что рисовать на теле человека может только Бог.

Вас завораживает золото?
Нет. К драгоценным металлам, камням и деньгам я отношусь очень холодно. Меня не возбуждает золото. Если бы жена не заставляла носить обручальное кольцо, я бы и его не надевал. Вы же видите, что на мне нет ни часов, ни цепочек. Я вам больше скажу: меня это раздражает. Золото дает внешнее понимание богатства, а меня завораживает только внутреннее богатство. Меня привлекают ювелирные изделия только как произведения искусства. Вы же понимаете, что я в своей жизни много чего видел: рубин размером с большой палец, десять килограммов песка золота, целое ведро изумрудов.

Красиво?
Красиво.

Целое зеленое ведро?
(Смеется). Я мог его купить, но мне не очень понравились камни.

Вам нравятся новые люди?
Да.

Быстро понимаете их?
Конечно. Я задаю разнонаправленные вопросы, и через реакцию человека понимаю, мыслит человек или не мыслит. Если человек спрашивает: правильно ли я вас понял?, значит, он мыслит. А если он отвечает штампами и шаблонами, значит, его так научили по телевизору. Я вообще очень люблю психологические этюды.

А если человек к этому не готов?
Под каждого этюды определенные. Можно грубо, можно ласково, кому-то на полутонах.

Вы боитесь зависти?
Абсолютно нет. Зависть стимулирует. Когда тебе завидуют, тебя пытаются уничтожить. Когда тебя пытаются уничтожить, ты попадаешь в среду, в которой ты обязан выжить. Среда эта дает тебе возможность нарастить мышцы и знания. Ты становишься более сильным и тоже начинаешь убирать конкурентов. В свое время я занимался электромагнитными муфтами, а их тогда согласно варшавскому договору делали пять предприятий: в Харькове, в Челябинске и в Рязани. Чтобы продвинуть свой бизнес, мы с партнерами сделали так, чтобы эти предприятия ушли в никуда. Мы уничтожили их бизнес. Есть определенная система игр, и мы согласно этой системе все грамотно сделали.

Это как?
Ну вот пример: ты мне понравишься, и я создам систему, когда мужчины перестанут обращать на тебя внимание.

А это как?
Распространю заведомо ложную информацию о тебе. Мои потенциальные соперники в это поверят. Затем выжду время, и появлюсь на твоем горизонте…

С кинжалом?
(Смеется). Конечно, без. У тебя же безысходность будет полная, здесь и кинжал не понадобится. А я еще немного поломаюсь.

Хороший пример. И вот так очаровали все предприятия согласно варшавскому договору?
(Смеется). Я всегда предпочитал работать с женщинами, с ними намного приятней.

Что сейчас было, Валерий Александрович? Психологический этюд?
Да!

И как я должна была реагировать?
Как чувствовала.

А с вами кто-нибудь проводил такие этюды? Только, пожалуйста, добрый пример?
В бизнесе добрых примеров не бывает.

Дон Жуан – отрицательный персонаж или положительный на ваш личный мужской взгляд?
Если глубоко, то отрицательный. В нем нет уважения к женщине. В Индии есть специальные монастыри, где молодого человека обучают общению и владению женщиной. Каждый мужчина должен наработать этот мастер -класс, чтобы потом вступить в семейную жизнь и жить с одной женщиной. У мужчины в браке не должно быть других женщин, потому что это будет отражаться на энергии и в результате на семье. И у женщины тоже. Если женщина склонна к полигамии, то это не твоя женщина, потому что в женской природе полигамия не заложена. Не зря говорят, что если женщина прошла многих мужчин, то это не женщина, а бурда, даже если она очень привлекательная. Энергия всех мужчин, которые у нее были, смешивается в одну и ничего хорошего не получается. Так же как хорошие элитные вина смешать в один стакан. Понятно, что любая женщина использует мужчину, а мужчина использует женщину.

Говорили-говорили, и договорились до штампа.
Это не просто штамп, так оно и есть. Здесь нужно четко определить: взаимное это использование или одностороннее. Если взаимное, то оно идет только на пользу обоим. Жалко, что с первой попытки это никому не удается.