Валерий Томея: оружие — это произведение искусства

 

16 декабря отмечает свой 200-летний юбилей одно из старейших предприятий Южного Урала – Златоустовская оружейная фабрика. Все это время здесь производили холодное оружие – строевое и наградное. Златоустовский клинок, как знак отличия за проявленный героизм, был и остается одной из самых почетных наград.

В военной истории России холодное оружие играло очень важную роль. Однако вплоть до XIХ века оно изготавливалось отдельными умельцами или закупалось в Западной Европе.

Эпоха наполеоновских войн показала, что страна нуждается в унифицированном холодном оружии и в его специализированном производстве. Император Александр I поручил своему кабинету министров разработать план по созданию нового отечественного оружейного центра. В декабре 1815 года вышел императорский указ об открытии первой в России государственной фабрики по изготовлению холодного оружия в городе Златоусте. На ней было восемь отделений: стальное, клинковое, эфесное, ножневое, кирасное, арсенальное, поденное и отделение украшенного холодного оружия.

На предприятие были приглашены иностранные мастера из Золингена, Клингенталя, Эльберфельда, Данцига. Молодые российские оружейники достаточно быстро переняли у них опыт серийного производства оружия, и вскоре фабрика начала выпускать высококачественные сабли, шашки, палаши, кинжалы, кортики для армии и флота. Предприятие росло профессионально, и впоследствии холодное оружие, производимое в Златоусте (в частности, уникальные булатные клинки), было признано лучшим не только в России, но и в Европе.

Интерес к производству Златоустовской оружейной фабрики вырос с новой силой во второй половине XIX века. Теперь к госзаказчикам присоединились промышленники, чиновники, коллекционеры. В это же время фабрика активно начала участвовать в выставках, что не могло не отразиться на ее популярности.

Златоустовская оружейная фабрика была единственным государственным предприятием в стране, вооружавшим холодным оружием армию, – сначала русскую, потом советскую. За годы Первой мировой войны было изготовлено более 600 тысяч шашек, клинков и кавалерийских пик, за годы Великой Отечественной войны наша армия получила 583 тысячи боевых шашек и около 1 миллиона армейских ножей. Кстати, именно по знаменитым златоустовским черным ножам, которыми были вооружены танкисты Уральского добровольческого танкового корпуса, немцы дали название всему этому соединению.

Последние десятилетия XX века для коллектива фабрики стали, мягко говоря, непростыми. Одно из главных направлений ее работы – гравюра на стали – практически прекратило свое существование. Однако к концу двадцатого столетия профессиональное сообщество, мастера и художники осознали важность и необходимость возрождения этого искусства. В жизни предприятия началась новая эпоха – эпоха возрождения.

Сегодня Златоустовская оружейная фабрика остается единственным предприятием в России, которое изготавливает гравюру на пластинах. Тематика живописи, возникшей в 1930-х годах, разнообразна: пейзажи, геральдика, церковные мотивы. Многие изделия признаны уникальными произведениями искусства и хранятся в самых известных музеях мира.

А накануне юбилея фабрики гостем редакции журнала стал генеральный директор Златоустовской оружейной фабрикиВалерий Томея. Предлагаем нашим читателям его интервью.

– Валерий Александрович, давайте начнем нашу беседу с главного вопроса. Долгое время знаменитая Златоустовская оружейная фабрика была банкротом. Вам удалось возродить ее деятельность. Какова ситуация на предприятии на сегодняшний день?

– Несмотря на значительный подъем, у нас сегодня еще много проблем, которые надо решать. Делать это пока очень тяжело. И из-за  налогообложения, и русского менталитета. Однако посещая подобные фабрики за границей – а я побывал на почти двух сотнях заводов, которые производят ножи, – понимаю, что нужно сделать для того, чтобы Златоустовская оружейная фабрика опять вышла на мировой уровень и продолжила производство по-настоящему элитных изделий. Здесь я имею в виду ножи широкого применения. Если говорить об украшенном холодном оружии, то наша фабрика и сегодня остается лидером. Уверен, что, используя все эти знания, умения и реализуя поставленные задачи, мы сумеем сделать так, чтобы фабрика развивалась и росла.

– Какую нишу на рынке занимает фабрика? Для кого вы делаете оружие, кто его покупает?

– Хочу сразу уточнить, что кроме производства оружия мы занимаемся и изготовлением уникальных гравюр на стали. И их, и оружие покупают в качестве подарка. Такая продукция, как правило, уникальна и стоит очень больших денег. Что касается серийной продукции, то ее мы тоже производим. Скажем, все кортики для ВМФ в советское время выпускались только на Златоустовской оружейной фабрике. Сейчас мы их производим по заказу военно-морских училищ: такового госзаказа нет, но есть заказы отдельных подразделений. Мы делаем сабли для строевых казаков и партии оружия под каждое конкретное подразделение. Был заказ на казачью шашку для парада в честь 70-летия Победы на Красной площади. И в этом – пример преемственности: хорошо известно, что все оружие Парада Победы 1945 года было произведено на Златоустовской оружейной фабрике.

– Вы занимаетесь уникальным делом, которое корнями уходит в историю, и, несомненно, важной целью является передача этой истории и мастерства молодому поколению. Возможно ли это сегодня, в век современных технологий и интернета? Как сохранить интерес и привить его молодым людям?

– В нашем городе есть училище, которое занимается именно тем, что готовит мастеров в художественном плане. Холодное же оружие, я думаю, увлекает любого мальчика изначально, это заложено природой. Поэтому интерес будет сохраняться всегда, несмотря на быстрое развитие новых технологий. На фабрику сегодня приходят молодые мастера, и они не хуже, чем предыдущее поколение. Более того, они привносят некую изюминку, новинку и свое видение мира. Поэтому можно смело утверждать, что связь и преемственность поколений существует.

– Валерий Александрович, а есть ли в планах какие-то инновационные идеи для фабрики?

– Приобретая новейшее и современное оборудование, мы разрабатываем холодное оружие, например, для спецподразделений. Среди этих изделий есть несколько ноу-хау, которые уже вызывают интерес у спецслужб. Конечно, изобрести какие-то инновационные модели ножей – это сродни изобретению колеса для велосипеда: сложно, но возможно.

– Одной из главных задач для России является формирование ее положительного имиджа на мировой арене. Способна ли фабрика в будущем стать неким брендом, который будет способен повлиять на восприятие страны в международной аудитории?

– А почему в будущем? Златоустовское оружие ценилось всегда, поэтому фабрика себя уже зарекомендовала. У нас бывают гости из-за рубежа, фабрике часто предлагают участие в заграничных выставках. Еще раз скажу: мы производим не только холодное оружие, на которое многие смотрят с опаской, но делаем из него настоящее произведение искусства. Так, например, гравюру на металле художник рисует в течение двух месяцев. И делает это не кисточкой, а металлом по металлу. Это уникальная работа и труд, который ценится и которым восхищаются во всем мире. Безусловно, искусство златоустовских мастеров влияет на восприятие России за рубежом, на формирование ее имиджа: имиджа страны, которая сохраняет и приумножает вековые традиции.

– Валерий Александрович, расскажите про Ваше увлечение ножами, которое стало делом Вашей жизни.

– Я собираю холодное оружие по принципу «один нож – один производитель». Считаю, что нож – это произведение искусства, изделие, которое упоминалось в Библии, одно из самых древнейших приспособлений, которое использует человек. Именно поэтому нож интересен: как произведение искусства, как холодное оружие, как механизм. Существуют интереснейшие ножные складные механизмы, которые производят талантливые и умные инженеры.

Моя коллекция насчитывает порядка семи тысяч единиц холодного оружия, туда входят и уникальные складные ножи: самый маленький нож – 0,9 мм в раскрытом состоянии, самый большой – 1,60 м.

А как бизнесмен, добавлю еще и то, что помимо всего прочего данное увлечение – это еще выгодное вложение денег. Нож – произведение искусства, он постоянно дорожает.