В преддверии 200-летнего Юбилея

                           В преддверии 200-летнего юбилея!

Златоустовская оружейная фабрика создавалась как первая государственная фабрика холодного оружия. Указ Комитета министров об  ее открытии утвердил император Александр I в июле 1815 года. В начале следующего в столицу были отправлены первые образцы оружия, а уже через несколько лет златоустовские клинки считались лучшими не только в России, но и в Европе. Современное предприятие, которым руководит Валерий Томея, располагается в историческом здании, и мастера XXI века продолжают традиции своих предков-оружейников.

Если говорить о предстоящем юбилее, то стоит заметить, что свой первый столетний рубеж  наша фабрика не отмечала пышными торжествами.  Это событие совпало с первой мировой войной.  Тогда предприятию поступил огромный государственный заказ на производство боевого оружия.  Если в мирное время фабрика готовила по 80 000 единиц оружия, то в 1915 мы выполнили заказ почти на двести  тысяч. Обеспечивать русскую армию оружием  - это главное назначение  нашей фабрики. Так было до середины ХХ века, пока не упразднили кавалерию. В истории  Второй мировой войны  у нас есть своя славная страничка – легендарные «черные ножи» и оружие Парада Победы 1945 года. Все участники этого великого марша  были вооружены нашими клинками. 

Самые достойные образцы украшенного оружия златоустовских мастеров являются достоянием музейных собраний Эрмитажа, Оружейной палаты Кремля, музейных коллекций за рубежом.  Но двухсотлетняя история предприятия не могла складываться только из побед и торжества таланта, у нас были трудные времена и очень серьезные потери.  В годы гражданской войны оказалась разграбленной уникальная коллекция холодного оружия, одна из крупнейших в России. Это достояние фабрики за сто лет работы. Перестройка 90-х остановила гигант советского машиностроения, превратив производственные площадки в руины. И мы начинали с нуля: через холодные цеха, уход специалистов,  отсутствие  заказов.  Дело в том, что в современных экономических условиях было проще создать новые небольшие фирмы, чем напрягаться запускать в движение огромную заводскую машину. Но Златоустовская оружейная фабрика – колыбель нашего искусства гравюры. Здесь творили великие художники Бушуев и Бояршинов, здесь располагается та самая лаборатория Аносова, где выдающийся металлург открыл  тайну русского булата.  Такое великое историческое наследие не имело право уйти в небытие, оставшись красивой легендой. И мы поднялись, мы работаем,  мы живем.  Вот уже четыре года в здании оружейной фабрики ведется масштабная реконструкция. Этот исторический архитектурный объект не видел самого элементарного ремонта с  советского  прошлого. В износ пришли все коммуникационные системы, кровля, оконные проемы.  Цеха больше похожи на средневековые казематы. Шаг за шагом  производственные площади в три с половиной тысячи квадратов мы превращаем в современные комфортные помещения.  Большую часть третьего этажа мы отвели под музей фабрики.  Его создание требует  огромных сил и финансовых вложений:  ведется  поиск и приобретение предметов старины, а это  все, что когда-то изготавливали на Златоустовской фабрике.  Следующая коллекционная составляющая  музея – произведения  мастеров нашего времени.  Это в основном эксклюзивные вещи,  каких Вы не увидите нигде, их выполняют наши ведущие художники, которым под силу и катана, и хиршфангер, и миниатюрная пушка и складной нож-гигант. При открытии музея, я думаю, нам будет, чем удивить гостей.

Но наш юбилей, это все-таки, лишь рубеж.  Жизнь  складывается из повседневных производственных задач, творческих стремлений и находок. Сегодня на предприятии выпускают более ста видом холодного оружия – это наши исторические образцы, которые известны с момента открытия фабрики, те, которые преподносили в дар венценосным особам, великим полководцам, государственным деятелям.  При этом мы развиваем доступную для многих в ценном сегменте серию ножей: охотничьих, туристических, складных. Несмотря на обилие граверных фирм, мы  являемся единственным предприятием, которое делает декоративные панно на стали. Это вид стальной  живописи получил развитие в 30-х годах прошлого века, и в наше время имеет большой успех. Картины с серебрением – одно из новых направлений,  уже высоко оценили знатоки  искусства гравюры,  а панно - иконы  вызвали искреннее восхищение у посетителей зарубежных выставок. Сегодня все труднее удивить мир, но наши мастера могут. Творить  прекрасное, принося радость  и иметь финансовое благополучие, обеспечивая людей  работой и заработной платой – вот самое простое и самое главное назначение.

                                                                              Валерий Томея – генеральный директор ЗОФ.